Валдай-Боровичи по рекам Валдайка-Березайка-Мста. 1-11 мая 2006

1 мая. Валдай. Ледяная гладь озера красиво сверкает на солнце. Подхожу к берегу с веслом и пытаюсь проткнуть лёд... Не протыкается. Ещё раз сильнее... Вот, уже лучше. Снова надеваем рюкзаки, разворачиваемся и озадаченные уходим обратно в город. Так начинается наш

Сегодня было ещё два или три завала, но совершенно пустячных по сравнению с теми, что были в верховьях. Проходил их, высаживая Марьяну, вылезая на бревна и перетаскивая, либо проводя байдарку. Лекай, может, и обносил, но его "матрас" лёгкий, ему обнести проще.
Встали ночевать перед деревней Закидово, на правом берегу, на горке. На наш взгляд, отличное место. Просторный сосновый сухой лес, дров море.
4 мая.
Начались плёсы. Река разлилась вытянутыми озёрами шириной 200-300 м. Каких-либо значительных успехов в управлении байдаркой мы пока не достигли, и траектория движения порой была похожа на синусоиду. Мы на RZ-тке с трудом догоняли совершенно нескоростной лекаевский "матрас". Руль я пока не ставил, чтобы хорошо научиться управлять вёслами, а то в порогах придётся не сладко.
Сначала я попросил Марьяну оставить в покое весло, и стал под руководством Лекая тренироваться в управляющих гребках, добиваясь их наибольшей эффективности. Вскоре у меня стало получаться вести байдарку быстро и ровно. Затем подключили Марьяну. Лекай показал ей для начала как эффективно грести, а не просто макать в воду вёсла. В принципе, с одним гребцом RZ-тка идёт примерно с той же скоростью, что и "матрас", в котором гребут оба. Так что Марьяне почти не обязательно было грести. Зато теперь, когда гребли вдвоём, мы убегали сильно вперёд от лекаевского "матраса".
Закончились три озера (Закидовское, Плотично и Мишневское), через 4 км - дер. Сопки, там мост (трасса Валдай-Лыкошино-Боровичи), а за ним остатки мельничной плотины. Остановились у мостков на ПБ, просмотрели с холмика. Между центром реки и ПБ хороший слив, а в других местах всякое дерьмо. Прошли чисто, жертв и разрушений нет.
Самое интересное было впереди. Деревня Порожки названа не просто так. Началась шивера длиной в километр с весёлым течением. Камней много, воды, наоборот, мало. Раз или два садились на мель, но в общем-то пока без потерь. И вот впереди, последний камень, за ним Валдайка успокаивается, расслабляемся и мы... Но рано! Обходя слева торчащий из воды вроде бы последний камень, налетаем боком на незамеченный массивный камень, лишь слегка высовывающийся из воды. Он был тёмный, и мы его попросту не заметили. Быстрое течение моментально нас развернуло лагом и положило на камень. Я тут же выпрыгнул в воду, не ощущая намокания. Марьяна замешкалась и вылезала как-то долго. Байдарку заклинило между двух камней, и я не без труда вытащил её. Подходит Лекай.
- Мы тут заметили, что вы отстали, но думали, сейчас подойдёте, а тут видим: бутылка плывёт, значит, что-то не так.
Помогает вылить воду, обсуждаем произошедшее. Марьяна тем временем стоит и мёрзнет, хотя рядом поле, бегай и грейся сколько хочешь. А мне совсем не холодно, вода здесь уже тёплая. Большой контраст с истоком Валдайки - там и 20 секунд не мог простоять в воде.
Я вспомнил про фотоаппарат, его я не убирал в герму, чтобы всегда иметь возможность фотографировать. В результате, чехол насквозь промок, и фотик, очевидно, тоже. Плывём ещё минут 5-10, выбирая место для стоянки. Вечерний осмотр показал, что в шкуре появилась одна маленькая дыра.

4 мая.
- Пааааадъёёёём!.. Дежурный! Жрааать! - примерно таким воплем будил нас Лекай каждое утро. Причём даже тогда, когда дежурным был он сам.
Перед завтраком ещё раз осматриваю шкуру и клеюсь. Дыра всего одна, но потёртостей много. Параллельно сушится фотик. Высохнув, он всё же заработал. А промокшая плёнка впоследствии была проявлена и напечатана, вот только пятен на ней получилось много.
Выходим, как и всегда, во второй половине дня. Я бы даже сказал, ближе к вечеру. До Лыкошино больше никаких приключений, мост под жд - 2 квадратные трубы, шли по левой. Всё чисто.
Причалили за мостом и отправили женщин в магазин. В это время в сторону Окуловки проехала какая-то VIP-электричка с надписью "С-Петербург". Не Р-200. Гадали откуда она, наверное, из Бологого.
Лекай стал жаловаться на женщин, что те купили слишком мало вкусностей к чаю. Зато они принесли мороженое. Решено было отправить их в магаз повторно, но пока они туда дошли, он закрылся. Представляю себе, во сколько же мы выплыли с м.н., если магазин уже закрылся, а лес вдоль жд был виден ещё со стоянки!

До оз. Пирос был один или два ерундовых завала, даже не завала, а просто бревна (одно - расчёска), и ещё пара перекатиков и быстринок. В общем, началась халява. Километра за 2-3 до Пироса на ЛБ расположилась группа на ночёвку (2 байдарки, вроде из Москвы), мы же поплыли дальше. По озеру проплыли километр-два, тут и закат как раз.

На берегу стоянка; такие готовые стоянки мы прозвали "плановыми". Впрочем, дрова под ногами не валяются, но отправившись в лес, мы их легко нашли. А ещё в лесу я обнаружил большую поваленную ель, а под ней расчищено и оборудовано место для ночлега. На ель набросаны ветки - как бы двускатная крыша. Мы подумали, что здесь время от времени ночует какой-нибудь рыбак. Или бомж.
6 мая.

Пока шёл к берегу грузиться, встретил змею. Сфоткать удалось с трудом - она от нас убегала.
Вроде бы подул ветерок, и почти попутный. Лекай уже отплыл, а я решил попытать счастье и соорудить парус. Парус-то конечно получился, но вот ветер стих.
В Рютино причалили и... конечно же отправились в магазин. Больше едим, чем гребём. Надо заметить, что раскладка у нас была как минимум двойная горная, не считая магазинов с очередными вкусностями и мороженым. Правда торт (о котором мечтал Лекай) мы так за весь поход и не купили.
Дальше был негабаритный автомобильный мост (низкий), под которым с мачтой мы не прошли. Затем кусочек озера и плотина ГЭС. Здесь приходится обносить. Тут мы встретили кучу народа на всём чем угодно: и байдарки, и кат, а на следующий день и каяки были.

Проплыли за дер. Савино и встали за правым поворотом на ПБ. Пошёл вверх по тропинке и в лесу нашёл неплохую плановую стоянку. Пока ходил, Марьяна в байдарке заснула. Это не от большого физического труда, а скорее всего наоборот, от обильной жрачки и спячки.
7 мая.
Река Березайка показалась мне после Валдайки чрезвычайно широкой. Но это я ещё Мсту не видел. Сегодня мы плывём в большом окружении других групп, созерцая их разнообразные плавсредства. Кстати, наша RZ-тка является предметом бурного обсуждения как минимум каждого второго с кем мы встречаемся.


Обедаем за дер. Устье, сразу за домиком на большом бетонном постаменте, в начале лесочка. Кстати, там отличная плановая стоянка. И вполне чистая.
На ночлег встали толи до Филимоново, толи после, на ЛБ на плановой стоянке.
8 мая.
Последние километры по Березайке - и, пожалуй, единственное запомнившееся препятствие на этой речке: остатки плотины. На берегу за ней "Таймень" клеится, так что мы сначала решили просмотреть, причалив к ЛБ. Прошли где-то в середине, жертв и разрушений нет.
За мостом в Берёзовском Рядке причалили и, уже по обыкновению, отправили гонцов за мороженым.
В устье Березайка широка и сравнима со Мстой. Однако, за слиянием, Мста ещё больше расширяется.
На ночлег встаём между деревнями Семерицы и Глиненец на изгибе реки, на холме на ЛБ. Вечером ливанул дождь, первый за всё время похода.
9 мая.
Опасаясь, что нашими темпами до Боровичей мы доплывём неизвестно когда, я решил встать утром рано - это примерно в 8-9 ч. Но будить всех перед самым завтраком оказалось ошибочным решением, надо было заранее! Всё-таки, сегодня отчалили часа на два раньше обычного.
Мста широка, и если совсем не грести, то кажется, что стоишь на месте, хотя течение есть. Временами поднимается встречный ветер, и Лекай с Ольгой на матрасе заметно отстают. Пока их ждём, разваливаюсь на корме спать, благо солнце пригревает.
На ночь глядя решаем пороги не идти, и встаём за дер. Опочно, на левом повороте на ПБ. Чалка не самая удобная и стоянка не плановая, но тем не менее неплохая. Дров много. Клещей - тоже. Начинаю готовить байдарку к прохождению порогов: делаю обвязку, смотрю как крепить фартук (его никогда ещё не ставили).
10 мая.
Опять выходим поздно. Мы ещё тормозили с фартуком и тщательным привязыванием вещей. Погода даёт знать, что дождя скорее всего не миновать.
В посёлке Жадины вроде как первый порог, но скорее это шивера. Кое-где довольно мелко, мы даже раз где-то шкрябаемся. А в большую воду это скорее будет просто быстрина.
Начинается дождь. Поленился надеть накидку от дождя, а зря: дождь вскоре усилился, и я промок капитально. У пешеходного моста, на ПБ на автобусной остановке Лекай и Ольга пережидали дождь, мы нехотя присоединились к ним. Ольга одевала чужую гидру: штаны были такой длины, что она помещалась в них целиком.
Сразу после Опеченского Посада начинается Малый порог. В общем, тоже похоже на шиверу. По такой воде он не представлял никаких сложностей.
Перед Большим порогом Лекай причалил и пошёл смотреть его. Мы же не стали, и так всё ясно.
Ещё в начале похода Лекай говорил, что Мста - излюбленное место водников разнообразной квалификации. Можно сидеть на берегу за Большим порогом и наблюдать, как из-за поворота выплывают люди, вещи, перевёрнутые байдарки, а всякие водные школы отрабатывают спасы. Перед походом, собирая информацию по рекам, читал в
одном отчёте про Мсту (вторая часть текста. Предупреждаю, мат), что там течение 20 км/ч и двухметровые валы, и заливает и сносит. Я аж впечатлился. Но реальность оказалась совсем не такой. Валы вряд ли дотягивали до 1 м, и даже переднего почти не заливало.
Встали за Большим порогом, на ПБ на опустевшей поляне. Все водники разъехались, и нам было предоставлено на выбор множество мест под лагерь с заготовленными дровами и оборудованными очагами. Я ещё нашёл себе майку взамен разодравшейся за поход. Ещё для желающих были кроссовки, кеды, джинсы, шерстяные носки (все кроме одного драные) и прочее тряпьё.
11 мая.
Мы думали, что сегодня утром ещё покатаемся в пороге на "матрасе", но неприятный дождь изменил наши планы. Вдобавок хотелось, наконец, доплыть до Боровичей и уехать в Москву с тем, чтобы успеть на ММБ.
Лестницу мы просмотрели: там бочка была маленькая и в длину метра два, не больше. Сначала Лекай, а затем и мы пытались в неё попасть, но промахивались. Затем ещё раз прошли вдвоём с Лекаем на его "матрасе", но опять промахнулись. Несолоно хлебавши, поплыли дальше.
Все остальные якобы пороги оказались несложными шиверами, и их посматриванием мы не занимались. Выбирали, где валы побольше, чтобы совсем не скучать. В общем, Мста не оправдала наших ожиданий. Лекай сказал, что за пять раз, которые он был здесь на майских, в первый раз так мало воды. Кстати, судя по мусору на деревьях, воды было на метр-полтора больше. Видимо, мы слишком долго плыли.
В Боровичи приплыли ближе к 6 часам вечера. На последний пригородный поезд в Угловку мы уже заведомо опоздали, но на 600-й поезд Боровичи-Москва в 21.03 собирались успеть. Только долго искали место для чалки и антистапеля. На пляже Лекай не захотел, и мы поплыли за мост и поворот - так должно быть ближе к вокзалу. Но там место нашли не сразу.
Без проблем купили 4 билета в общий вагон, 241 р. за билет. Должно, конечно, быть дешевле, но это всё поганый комсбор.
Из Боровичей до Угловки в качестве локомотива едет сцепка из двух маневровых тепловозов. Теоретически, существует возможность, не разбирая, грузить лодки на их боковые площадки и так переезжать в Угловку на Щегринку.
В Угловке стоянка 30 мин. А затем понеслись с бешеной скоростью, не свойственной 600-м поездам. Пока открывали консервы - уже Бологое. Там загрузилась толпа военных и немного потеснила нас. Но спальные места мы всё же нашли без труда. Вот только поспать нормально не удалось - в 4.55 уже в Москве на Ленвокзале. И какому нормальному человеку нужен такой ранний приезд в столицу?
Техническая информация.
Вокзал в Валдае находится на окраине города, до озера где-то 1,5 км через город по дороге. От центра города до моста через Валдайку примерно 10 км. Дорога ведёт дальше в Лыкошино, а затем и в Боровичи. От автовокзала можно доехать до моста на боровичёвском автобусе; возможно, какие-то другие автобусы тоже туда ездят. Утренний автобус в Боровичи уходит в 8.00, на него легко успеть с первого поезда, если действовать быстро. Второй автобус идёт в 16.??. В верховьях Валдайки много завалов, и если вы не любите париться, имеет смысл обойти их или объехать. Обходить так: перед мостом поворот направо (если ехать со стороны Валдая), затем по дороге. После просеки с газопроводом (там ещё какая-то труба время от времени сливает воду в реку) будет поворот направо, к лесничеству. Здесь надо идти прямо. Затем на следующих двух развилках - направо, а на всех остальных - налево. Дорога выйдет к полям, река рядом. От асфальтовой дороги - примерно 5 км. Доехать на машине можно только до лесничества или на километр дальше.
Объезжать завалы можно так: от Валдая по дороге на Лыкошино-Боровичи до дер. Плотично (там оз. Плотично) или, если лень плыть по озёрам, можно проехать ещё 2 км, а можно и сразу доехать до дер. Сопки (там мост через Валдайку). От Лыкошино до дер. Сопки гораздо ближе, чем от Валдая.
Имейте в виду, что уровень воды в верховьях Валдайки (где а/д мост) зависит от того, насколько открыта плотина.
Можно начинать и в Лыкошино, но тогда шивера в дер. Порожки остаётся позади.
Весь наш маршрут при желании можно пройти за 6 дней, если утром долго не спать. Наиболее интересная, на мой взгляд, часть маршрута - до оз. Пирос. Березайка тоже красива, но существенно проще и шире. Мста интересна в высокую воду. Стоянок на Валдайке и, особенно, Березайке полно. На Пиросе тоже хорошие места, особенно в начале. А вот на Мсте стоянок меньше, хотя тоже хватает. На майские праздники на порогах может быть тесновато. Соответственно, и на обилие дров там тоже не надо надеяться. В малую воду пороги просты, ну а в совсем малую кое-где придётся, наверное, шкрябаться.
Запомнившиеся препятствия:
Валдайка: завалы в верховьях, плотина после полей (струя бьёт в левую стенку), плотина после моста в дер. Сопки, километровая шивера в дер. Порожки.
Березайка: плотина перед Берёзовским Рядком.
Мста: понятно, что пороги.
В инете информации по Березайке и Мсте достаточно.
На праздники на поезд Боровичи-Москва может не быть билетов. Стандартный ход: ехать на пригородном до Угловки, а там подсесть на проходящий поезд или на электричках.